Сайт группы «Звездочки»

Консультация: "Количество и счет"

 Количество и счет.

С какого возраста учить малыша считать? Начинать нужно, когда крохе исполнится годик. Всему свое время! Ваш ребенок самый умный и сообразительный, но это не значит, что в два года он обязан считать до ста, а в пять лет - бегло и с выражением читать. Считать-то он может, но гарантии, что малыш не воспроизводит числовой ряд, как заученный стишок, нет. До года - играем в пальчики. Не начинайте обучение счету с цифр: мозг ребенка к ним ещё не готов. Развивайте образность мышления, тренируйте мелкую моторику пальчиков, играя в традиционную "Сороку-ворону" и "Куй-куй-башмачок". Читайте малышу стишки-считалочки, но не акцентируйте его внимание на числах, просто загибайте пальчики на руке. Нужно, чтобы малыш понял: играть с мамой - интересно и весело. 1-3 года - "Один и много". Знакомим ребенка с понятием "много". Например: одна куколка или машинка в руке - и много их на полке или в ящике. Пойдут на ура матрешки, которые вкладываются одна в другую: была одна большая, и вдруг из неё появилось ещё несколько, "много"! Не настаивайте на продолжении занятия, если ребенок потерял интерес или устал. Переключите  его внимание на что-то другое. С 3-х до 4-х лет - сравниваем! В дело идет все, что можно сравнить. Предложите крохе предметы разного размера: большую машинку и маленькую, чайную ложку или столовую. 4-5 лет - считаем. На этом этапе вам понадобятся карточки с картинками - ребенок учиться соотносить понятие числа с количеством предметов. Важна визуальность! Например, на карточке нарисованы три елочки - мы называем "три". Пора знакомить и с цифрами: покажите карточку с цифрой "3" и так далее. Вам здорово поможет "Стосчет Зайцева". По ручке овладеваем счетом до десяти. Знакомя с цифрами, объясняйте примерно так: "Единичка похожа на худого человека в кепке, двойка - на лебедя". 5-6 лет - решаем задачи. Объясняем количественное значение числа: "Три стоит из трех единичек, четыре - из четырех единичек". На числовом ряду (продается в детских магазинах) учимся показывать, какое число больше, какое меньше, какое впереди, какое - позади. Учимся решать задачи в одно действие с вопросами "сколько" и "больше-меньше". Вот так постепенно к 6 годам Ваш малыш полностью освоит счет и будет готов к школе. Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна и менее важна: математические вычисления - это одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счету. Кроме того, это умение очень пригодится в жизни, поскольку в цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно. Мы считаем с детства и до самой старости. Считают школьники и домохозяйки, ученые и бизнесмены. Вторая причина гораздо важнее. Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и того, что мы называем интеллектом. Никого не удивляет сегодня то, что ребенок, который идет в первый класс, умеет пользоваться компьютером, сотовым телефоном и калькулятором. Он быстро посчитает на калькуляторе многие несложные математические уравнения, но вот то, что он совершенно не умеет считать без калькулятора, никого не тревожит. На самом деле мозг человека, так же как и его мышцы, нуждается в постоянной тренировке. Если ребенок с двух лет умеет считать, а уже к 5 летнему возрасту будет без труда в уме решать несложные математические задачи, то это способствует активному развитию его умственных способностей. Дело в том, что готовность к занятиям математикой не передается ребенку по наследству, она формируется в процессе воспитания. И если интеллектуальные способности не развивать с детства, то малыш никогда не будет интересоваться цифрами. Он будет считать, что у него нет одаренности к точным наукам. Часто родители не относятся серьезно к тому, что их трехлетний малыш не умеет считать до десяти. Мол, научиться, ведь нет никого сегодня, кто бы не знал этого. Тем более в этом ничего нет сложного. Однако это совсем не так просто, как кажется. Большинство детей не желают считать, потому что это для них неинтересно. Детская память такова, что она запоминает только то, что бы его обрадовало, удивило или даже испугало. И сколько бы взрослые сами не считали от одного до десяти, упорно настаивая малыша повторять за ним, он вряд ли запомнит это. Тут не помогут и книжки с цифрами, поскольку они тоже не могут привлечь внимание ребенка. Как только вашему малышу исполнилось два годика, начинайте его учить считать. На прогулке, дома и в транспорте постоянно повторяйте ему о том, сколько деревьев растет во дворе, сколько подъездов в вашем доме, сколько человек едет в машине, сколько людей сидит за столом. Одевая его на прогулку, обратите его внимание на то, что шапка у него одна, носков две, у коляски колес четыре, а пуговиц на куртке пять. Спросите у малыша: " У меня два сапога и у тебя две сапожки, всего их четыре, сколько человек могут обуться в четыре сапожки?". Покупайте ребенку книжки с иллюстрациями, где нарисовано несколько котят, мячиков, бабочек, машинок, кукол и других рисунков, которых можно не только смотреть, но и считать. Пусть малыш посчитает, сколько нарисовано цветов или бабочек. В это же время можно научить ребенка понятиям больше и меньше, различать цвета предметов. Особенно помогают обучение считать детские игры. Например, игры с кубиками, когда вы просите малыша подать два зелененьких кубика и один красный. Спросите у ребенка, каких кубиков больше, а каких меньше. Очень полезно учить считать малыша в виде просьбы, например, попросить его во время обеда подать две ложки и три вилки. Малыш чтобы исполнить желание родителей постарается быстрее запомнить цифры и научится считать. Приобретите для ребенка всевозможные магнитные цифры и игрушки на липучках. Прикрепите их к холодильнику, к плитке в ванной или к специальной доске, чтобы они были постоянно перед глазами ребенка. Маленьким детям очень нравится их считать. Объясните ребенку, что означает цифра "ноль". Покажите ему, что у вас два яблока, а когда вы их съели, у вас ничего не осталось, то есть у вас "ноль" яблок. Примерно с четырехлетнего возраста дети должны уже уметь считать более сложные цифры. Важно правильно объяснить ребенку, почему одиннадцать больше десяти. Для этого необходимо купить счетные палочки. Положите в один ряд десять счетных палочек и сверху положите еще одну палочку другого цвета. Объясните, что, прибавляя один на десять, получается одиннадцать, два на десять двенадцать и так далее. Если ребенок легко запоминает, можно дальше объяснять, почему добавляя одну палочку на двадцать, получается двадцать один и так далее до ста. Не требуйте от малыша мгновенного запоминания, учить считать необходимо поэтапно. Каждую неделю необходимо увеличить знания на десять цифр. Каждый день, прежде чем учить новые цифры, повторяйте то, что прошли раньше. В этом же возрасте надо учить детей считать обратно. Удобнее всего это делать на пальцах рук. Например, это десятый палец, затем идет девятый, далее восьмой и так далее. Для закрепления пройденного спросите у ребенка, какое число стоит впереди цифры 5 или цифры 9. Как быстро научится ребенок считать, зависит от индивидуальных способностей каждого ребенка. Поэтому равняться на других и ругать малыша за то, что он, несмотря на ваши старания, до сих пор не научился считать не стоит. Главное не переставайте тренировать малыша. А если ребенку легко дается ваше учение, то далее учите его к таким понятиям как "равно", "сумма", "разница" и так далее. В этом возрасте многие дети легко решают простые задачки на логическое мышление. Например, надо открыть на одной руке два пальца, на другой четыре и предложить сосчитать. Бесполезно просить ребенка выучить наизусть, что 2+4 будет шесть. Ребенок должен понять сам механизм счета. Точно также покажите ему, как получается вычитание. Например, на дереве сидели 7 птичек, 2 птички улетели, сколько осталось. Чем раньше начнут родители заниматься с ребенком занятиями на логическое мышление, тем заметнее будут результаты их стараний на успеваемости его в школе.

«Путешествие на дачу»

Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок - такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.

 «Чего не стало?»

Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:- Игрушек стало больше или меньше?- Какие игрушки исчезли?- Какими они были по счету?

«Назови соседей»

Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих чис­ла и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяй­тесь ролями.

«Найти столько же»

Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.

«Положи столько же»

В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите поло­жить больше камешков или меньше тоже в ряд.

«Чудесный мешочек»

На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.

«Отгадай число»

Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20. Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.

«Давай посчитаем!»

Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями.

«Кто больше?»

Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По команде игроки в течение определенного време­ни откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом счита­ют, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой р

29 ноября 2019 в 17:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.